Безответственный сотрудник – проблема для многих руководителей. Когда сотрудник не хочет брать на себя ответственность, могут появиться конфликты, скандалы, и руководителю многое приходится делать самому. Давайте разберемся, что такое ответственность, особенно когда мы говорим о сотрудниках.

безответственный сотрудник

Ответственность – сложное с точки зрения психологии и философии понятие. Когда мы говорим об ответственности, мы как-то понимаем, о чем идет речь. Но когда этот феномен изучают психологи, они попадают в затруднительное положение: с одной стороны, ответственность – это свобода, это возможность сделать осознанный выбор. Этот выбор человек делает сам, ориентируется на свои внутренние установки и на совесть. С другой стороны, ответственность – это что-то из области юриспруденции: это долг, исполнения которого общество или кто-то внешний ожидает от человека, а за неисполнение долга должно последовать наказание.

Для написания этой статьи пришлось прочитать несколько научных исследований об ответственности. Вот что говорят психологи:

Во-первых, ответственность тесно связана с локусом контроля. Если у человека внутренний локус контроля, то есть он понимает, как именно он сам может влиять на события своей жизни, он будет более ответственным. Человек с внешним локусом – когда он уверен, что внешние обстоятельства формируют его жизнь, – будет менее ответственным.

Во-вторых, ответственность не может появиться как внутреннее свойство человека без внешнего воздействия на этого самого человека. Даже локус контроля формируется через внешние стимулы.

В-третьих, ответственность невозможна без свободы принимать решения, без свободы делать выбор. Дуализм свободы и ответственности вообще давно интересует и психологов, и философов. Ответственность – та причина, по которой философы даже ставят под сомнение категорию «свобода», ведь сама по себе «ответственность» – это уже противоположность «свободы».

Теперь давайте посмотрим, как это знание может использовать руководитель. И почему, собственно, сотрудники могут не брать на себя ответственность.

Ответственность – это некое ощущение, которое возникает у человека внутри, становится его достоянием. Когда мы считаем себя ответственными за какой-то процесс, мы стараемся сделать его лучше, ищем возможности. Чтобы возникло это внутреннее ощущение, чтобы ответственность стала свойством человека, сначала она должна возникнуть где-то снаружи. То есть ответственность за процесс не перед собой, а перед кем-то другим.

Когда мы идем по улице и видим недостроенный дом, у нас не возникает мысли: «Возьму-ка я ответственность за этот дом на себя и дострою его сам». До тех пор, пока это чей-то чужой дом, пока вы не имеете к нему отношения, вы не почувствуете ответственность за него. Но как только вам кто-то скажет: «Ты отвечаешь за этот дом», – внутри начнет что-то свербеть.

Но и этого «ты отвечаешь» для формирования ответственности недостаточно. Что же нужно, чтобы у сотрудников сформировалась ответственность?

Свобода. Очертите сотруднику, какие решения он может принимать в рамках той ответственности, которую вы ему даёте. Если вы назначили его ответственным за процесс, но любое решение можете принимать только вы, ответственности не возникнет. Например, вы можете сказать:

«В рамках бюджета 1000 000 р. ты можешь действовать самостоятельно. Ты можешь сам принимать решения об отпусках и выходных твоих сотрудников. Все, что выше бюджета 1000 000 р., необходимо согласовать со мной, как и прием и увольнение сотрудников».

Последствия. Ответственность тесно связана с тем, какие последствия возникнут при том или ином выборе. Причем о последствиях сотрудник должен знать заранее. Здесь речь идет далеко не о штрафах и наказаниях за плохо сделанную работу (хотя и это тоже). Последствия – что будет, если проект не сделать вовремя? Как результат хорошей работы скажется на работе компании и остальных сотрудниках? Понимание последствий добавляет человеку ответственности.

«Если дом будет достроен вовремя, 350 человек смогут встретить в нем Новый год, а компании будут больше доверять как надежному подрядчику. Месяц просрочки будет стоить компании 1000 000 р., а люди, ждущие свои квартиры, будут разочарованы».

Контроль. Только с помощью регулярного контроля вы можете показать сотруднику, какое значение имеет проект. Если нет внешнего контроля, ответственность не возникает.

«Каждую неделю, пока строится дом, я буду смотреть на соответствие плану и документации».

Для формирования ответственности как внутреннего состояния сначала необходимо чувство долга, ответственное отношение к обязанностям перед чем-то внешним.

ФОРМУЛА ОТВЕТСТВЕННОСТИ: СВОБОДА + ПОСЛЕДСТВИЯ + КОНТРОЛЬ

Кода руководитель говорит, что сотрудник безответственный, он говорит не о сотруднике, а о себе. Сотрудник возьмет на себя ровно столько ответственности, сколько даст ему руководитель.

Так почему же безответственные сотрудники не берут на себя ответственности?
  • Нет полномочий. Руководитель занимается микроменеджментом, сам принимает все решения, а сотрудника лишил свободы выбора.
  • Последствия несоразмерны. Например, однажды сотрудник совершил незначительную ошибку и получил за это незаслуженно серьезное наказание. Такое последствие он воспринял как несоразмерное, несправедливое. Боясь снова получить такое наказание, сотрудник отказывается брать на себя полномочия. Иногда сотрудники могут быть недостаточно компетентны, чтобы справиться с возможными последствиями. Нужно учить, быть наставником, чтобы сотрудники могли справиться с возникающими сложностями. Другая крайность – когда последствия не наступают вовсе. Ну не сделал – и не сделал, ничего страшного. В такой ситуации ответственность тоже не наступает.
  • Непредсказуемый или отсутствующий контроль. Если контроля слишком много – значит, у сотрудника нет полномочий. Если контроля нет – значит, это никому не нужно. А если не нужно – зачем это делать?

Так что если руководитель сталкивается с безответственными сотрудниками, значит, он сам не дотягивает в управленческих компетенциях и не понимает, как возникает такая сложная категория, как ответственность.

Как повысить управленческую компетентность:

обучение руководителей
курс для начинающих руководителей и кадрового резерва
психолог для Руководителя
личные консультации для решения бизнес-задач для руководителей
Всего: 474Сегодня: 2