Ты конечно же в курсе, что профессиональный рост сотрудников — на 100% в интересах руководителя. И не просто в интересах — это его обязанность — сотрудников развивать и самому развиваться. Любой бизнес хочет и должен быть способен решать те проблемы, которые возникнут завтра. А к этому сотрудники должны быть готовы уже сегодня. Так что если ты еще не начал обучать своих сотрудников, сейчас самое время.

Обучение сотрудников – это одна из самых важных функций руководителя любого уровня. Не обучая, ты не можешь требовать от сотрудников повышения эффективности их работы. А если будешь вкладывать в программы обучения в твоем подразделении время и деньги, это многократно окупится.

Как ни странно, обучение – это один из наиболее производительных видов деятельности, которым занимаются менеджеры. Представьте на минуту, что вы читаете цикл из четырех часовых лекций сотрудникам своего отдела. Предположим что на подготовку к каждой лекции вы тратите три часа. На подготовку ко всему курсу уйдет 12 часов. В вашей группе десять студентов. В следующем году им предстоит отработать на вашу компанию 20 тысяч часов. Если ваша программа обучения поможет им повысить эффективность своей деятельности хотя бы на 1%, компания получит эквивалент 200 часов труда в качестве отдачи на инвестированные 12 часов. Бен Хоровиц

С чего начать?

Лучше всего начать с той темы, которая особенно интересует твоих сотрудников. Какие навыки и знания им нужны для выполнения своей работы? Какой новый инструмент повысит КПД их деятельности?

Каких результатов сотрудник должен будет достичь завтра? Каких компетенций ему для этого не хватает сегодня?

Это функциональное обучение, с помощью которого сотрудники смогут «прокачать» свои навыки или освоить новые.

Спроси своих сотрудников, что поможет им работать лучше. Предложи темы, на которые ты можете провести обучение. Ты можешь обозначить темы сам, а можешь предложить сотрудникам на выбор – ведь так их мотивация к обучению будет чуточку выше.

Внешнее обучение или внутреннее?

Ты можешь организовать обучение как внутри компании, так и за ее пределами: сторонние курсы, тренинги, учебные центры при вузах. И у каждого подхода есть свои плюсы.

Внешнее обучение:

  • Сотрудники видят не только опыт своей компании, но и опыт соседей по рынку, опыт других участников обучения.
  • Есть возможность услышать мнение незаинтересованных людей и сторонних экспертов.
  • Не каждая компания отправит на внешнее обучение весь отдел. Как правило, туда идут 1-2 человека. Соответственно, они и получат новые знания, и не факт, что передадут их другим сотрудникам подразделения или компании. Но если ты выбираешь внешнее обучение, все же лучше отправить туда двух человек – так больше шансов, что полученные ими знания станут достоянием компании.

Внутреннее обучение:

  • Во время обучения преследуются конкретные цели, решаются задачи именно вашей компании.
  • Опыт, знания, навыки самых ценных в компании сотрудников транслируются всему персоналу или подразделению.
  • Внутреннее обучение – это отличный инструмент построения корпоративной культуры, одна из ценностей которой – развитие.
  • Командная работа в обучении – это инструмент командообразования. Если еще и обучение будет построено вокруг общих целей – считай, ты убил двух зайцев.
  • Ты можешь обучение сделать регулярным. Например, раз в месяц или раз в квартал проводить учебные сессии. Ты сможешь всегда проводить обучение на актуальные темы и полностью контролировать содержание занятий.
  • В конце концов, внутреннее обучение – это значительная экономия ресурсов (и времени, и денег).

Еще один вариант – 20% внешнего обучения, 80% — внутреннего. Пожалуй, один из лучших вариантов.

Кто должен проводить обучение твоих сотрудников?

Начинающие руководители часто уверены, что они должны быть экспертами во всех вопросах работы отдела (читай об этом Грабли начинающего руководителя №3). А значит, и обучать должны они сами и никто другой. Это не так. Или не совсем так. Конечно, руководитель должен активно участвовать в обучении, где будет транслировать ценности компании. На обучении руководитель может показать своим сотрудникам, чего он от них ждет на самом деле. Но научить всему у него просто не получится.

Посмотри на своих сотрудников: наверняка каждый из них эксперт в своем вопросе. Например, для вашей компании становится актуальным работать с торговыми сетями. А у одного из менеджеров замечательный опыт в этом, к тому же сам он ведет несколько сетевых клиентов. Наверняка у него лучше получится обучить этому остальных, чем у тебя. Когда сотрудники сами становятся не просто учениками, но еще и преподавателями, у них повышается мотивация, растет их профессионализм.

Посмотри на своих коллег в других отделах. Договорись с финансовым директором провести обучение по планированию, с производственником – обучение по продукту. Найди в компании лучшего переговорщика и попроси провести тренинг по переговорам.

Как еще развивать сотрудников?

Корпоративная библиотека – это очень ценный ресурс. В ней книги могут быть и в печатном, и в электронном виде. Заведи себе традицию – покупать несколько лучших для вашей отрасли или ваших задач книг в месяц. И рассказывай о них сотрудникам. Чтение одной и той же литературы поможет твоим людям говорить на одном языке, жить общими, важными для вашей компании ценностями.

В вашей компании есть корпоративная библиотека? Присылайте нам фотографии на адрес info@yanachalnik.ru, давайте покажем всем, как нужно заботиться о сотрудниках!

Самое главное

С удовольствием и желанием повышать свой профессионализм сотрудники будут в том случае, если это будет поощряться не только словом руководителя, но и примером. Если руководитель читает и рассказывает об этом, учится, посещает тренинги, внедряет новшества в работу, — на такого начальника захотят ровняться.

А это обучение для тебя. Потому что руководитель ОБЯЗАН все время учиться.Иди вперед! Повышай свою квалификацию! Руководить людьми — не значит не иметь времени, жить как «загнанная лошадь». Эффективно руководитель людьми — значит иметь время на подумать, иметь время на планирование, оценку результативности работы. Эффективно руководить — значит распоряжаться своим временем для повышения эффективности работы всей команды.