Мне доводилось работать с сотрудниками, которые абсолютно всё воспринимали на свой счёт. Это были прекрасные специалисты, но чтобы это понять, приходилось потрудиться.

Например, спрашиваю:
— А где в твоём отчёте я могу увидеть данные о поставщиках?
А в ответ получаю истерику:
— Ага, конечно, снова я что-то не так сделала, мои отчёты никому не понятны, вообще увольте меня тогда, раз я вся такая кривая!

У мнительных сотрудников очень ранимое «Я». Они не зря в своих реакциях похожи на детей: обижаются, краснеют, иногда даже плачут. Их «Я» не совсем готово к взрослому миру и ждёт от всех такого же отношения к себе, как и в детстве: «Посмотрите, какой хорошенький малыш! У этого малыша всё отлично получается, потому что он же малыш!»

Вот вы говорите:
— А где в твоём отчёте я могу увидеть данные о поставщиках?
А сотрудник слышит это так:
— У тебя плохой отчет, ты сам плохой.

Вы даже не думали оценивать работу, вы всего лишь попросили помощи, чтобы сориентироваться. А теперь стараетесь избежать конфликта и успокоить сотрудника.

Если у тебя хватит нервов, мудрости и терпения, то ты перестанешь обращать внимания на эти спектакли сотрудника-истерички. Но вероятность того, что ты будешь избегать работать именно с этим человеком (как следствие — ты его уволишь) — куда выше. А ведь отличный специалист.

Что делать с сотрудником-истеричкой

Можно назвать этого сотрудника истеричкой. Но будешь ли ты с таким работать? С ним всё в порядке, просто нужно научиться с ним общаться.

  • Прими как данность: ВСЕ люди разные. Это не хорошо и не плохо. Тебе просто нужно научиться с этим жить.
  • Старайся как можно чаще использовать местоимение «Я»: «Я не нашёл данные…», «Я вижу…». Поскольку человек абсолютно всё пропускает через себя, не давай ему такой возможности, говори о себе. И тогда не сработает та самая «тревожная кнопка», включающая обиды и слёзы. Сотрудник останется на продуктивной волне.
  • Чаще давай сотруднику обратную связь. Причем не только о его работе, но и о поведении. Эта обратная связь ранит его больнее всего. Но эти раны и заставляют человека взрослеть. Только давай обратную связь правильно, чтобы не сделать ещё хуже (мы специально записали видеоурок на эту тему).
  • Давая обратную связь, говори о деле (прям акценты расставляй), а не о сотруднике. Не «ты не добавил данные», а «в отчёте не хватает данных». Не «ты плохо вымыл пол», а «пол всё ещё грязный». Как можно меньше личных местоимений.
  • Попробуй больше общаться письменно именно с этим человеком. Написанное куда более однозначно. Правда, это не панацея — если человек хочет обижаться, он все равно найдет повод.

Может показаться, что эти люди себя так ведут, потому что чувствуют себя недооценёнными. Потому что ты как руководитель слишком мало их хвалишь.
Но это совсем не так. Этот человек живёт в состоянии недооцененности всегда. Он уже таким пришёл к тебе на работу. И исправить это твоей положительной обратной связью невозможно. Он ненасытен, ему всегда будет мало. Поэтому обратная связь должна быть объективной: сделал хорошо — скажи об этом. Сделал плохо — скажи об этом.

______________

Общаться с трудными сотрудниками, улаживать конфликты (а точнее, не допускать их), давать обратную связь, правильно ставить задачи и контролировать их выполнение — эти и многие другие навыки осваивают руководители в Школе руководителя. А ты?

Мария Цуркан