Если вы — начинающий руководитель, то вы поймете, о чем тут написано. Если вы опытный — вы вспомните себя. Если только планируете стать руководителем — прочтите, вас это коснётся.
МНОГО БУКВ. Готовы? Поехали!
________________________________________________
Каждый начинающий руководитель, когда его только повысили, испытывает чувство эйфории — это и радость признания, и зарплата больше, и оценили вас по достоинству. Вас повысили — это круто!
А потом на смену этому чувству приходит другое — страх и неуверенность:
- А правильно ли сделали, что повысили именно меня? Ведь, кажется, даже мои подчиненные справятся с этой работой лучше.
- А могу ли я давать указания, ведь мои сотрудники — куда более опытные люди.
- А если я сейчас ошибусь, я наверняка потеряю авторитет у сотрудников.
- Если ошибусь, руководство поймет, что на самом деле я плохой руководитель.
- …
Знакомо?
Посмотрите на картинку. Это 4 стадии формирования компетенции. Если проще — стадии формирования умения. Руководитель — это профессия, которой нужно учиться точно так же, как, например, нужно учиться быть поваром. И если вы только-только начали осваивать ее, страх, неуверенность — это нормально. Поверьте, через них прошли ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ.
Что за стадии такие?
1. Неосознанная некомпетентность — это как раз та самая эйфория сразу после повышения. Длится недолго. Заканчивается, как правило, с первой же трудностью (в первый рабочий день). На этой стадии вы еще ничего не умеете, но не знаете об этом, вам все кажется очень легким.
2. Вы поняли, что не умеете. Поняли, что именно не умеете. Эта стадия самая коварная — многие настолько идут на поводу у своих страхов, что просто слетают с этого круга обратно на должность специалиста. Все страхи, о которых написано чуть выше, именно из этой стадии. Что с ними делать? Идти дальше — учиться!
3. Вы учитесь! Приобретаете знания и стараетесь внедрить их в работу. Каждый шаг выверяете. Это похоже на действия по инструкции. Машину водить умеете? Вспомните, как первый раз самостоятельно сели за руль, без инструктора. Вы же контролировали мозгом каждый шаг: переключить скорость, нажать педаль, включить поворотник… Вы учитесь — и действуете очень осознанно, контролируя и проверяя каждый свой шаг. Вы уже умеете, но вам по прежнему нужно прикладывать усилия, чтобы действовать.
4. Здесь ваши навыки доводятся до автоматизма. Когда вы просто работаете и не задумываетесь, почему делаете именно так. Вы просто делегируете задачи, и у вас это классно получается (и не приходится каждый раз вспоминать алгоритм делегирования). Именно на этой стадии вы становитесь профессионалом.
По этой схеме приобретается каждый навык. Каждый инструмент руководителя. И чем больше инструментов вы накопите в своем управленческом портфеле, тем более ценным управленцем вы станете.
И помните, главное — не бояться! Дорогу осилит идущий.
Стал руководителем? Начинай учиться!
Оставить комментарий