Нужно ли наказывать за ошибки сотрудников? Или стоит поступать по-другому? Руководителям часто приходится иметь дело с ошибками сотрудников, и это нормально. Ненормально, когда ошибки повторяются снова и снова, как будто сотрудники ничему не учатся.
Кристина – руководитель в проектном бюро. Ее сотрудники разрабатывают чертежи для строительства. Когда готов очередной чертеж, Кристина проверяет его, выделяет ошибки и каждую подробно расписывает, почему это ошибка и как ее исправить.Сотрудники исправляют по написанному, но в следующем чертеже допускают точно такие же элементарные ошибки.
Анна руководит копирайтерами. Когда готовы тексты от сотрудников, ей все нужно перепроверить самостоятельно. Все ошибки она, как учительница в школе, выделяет красным, чтобы сотрудники переделали.
Когда сотрудники подготовили документы для судов, Олег их тщательно проверяет – от этого ведь зависит исход дела. Как только видит ошибки, исправляет их сам, ведь дольше объяснять, чем исправить. Конечно, потом сообщает сотрудникам, где и какие у них были ошибки.
Почему ошибки повторяются
Когда руководитель исправляет за сотрудников, объясняет им одни и те же повторяющиеся ошибки много раз, сам находит ошибки и говорит, что и где исправить, сотрудники, к сожалению, мало чему учатся. Поговорка «дураки учатся на своих ошибках, умные – на чужих», к сожалению, чья-то мечта, фантазия. Не учатся люди на чужих ошибках. Если б учились, у нас бы было как минимум трезвое некурящее общество, регулярно занимающееся спортом и проходящее диспансеризацию. Но это не так. Мы учимся там, где получили собственный болезненный опыт. А пока мы смотрим, как этот опыт проходит кто-то другой, к нам это как будто не имеет никакого отношения.
Точно так же и с ошибками. Если за нас исправляет их кто-то другой, мы просто не усваиваем урок.
- Исправлять ошибки сотрудников и переделывать их работу;
- разжевывать каждую ошибку;
- указывать, что именно и почему нужно исправить, –
это, к сожалению, медвежья услуга, отнимающая у руководителя много времени. Во-первых, сотрудники ничему так и не научатся и будут повторять снова и снова. А во-вторых, исправляя ошибки, руководитель снимает ответственность с сотрудника и берет ее полностью на себя. Сотрудник больше не отвечает за результат своей работы – за это теперь отвечает только руководитель.
Как работать с ошибками
Помните, как в школе было: учитель проверил контрольные, раздал тетради, и теперь нужно сделать работу над ошибками. Работа над ошибками – это не просто написать правильно. Это еще и объяснить, почему надо делать так. И объяснение это нужно найти самостоятельно.
В этом маленьком педагогическом инструменте большая мудрость: ребенок в поисках правильного ответа осознает, в чем ошибка. Исправляет ее не потому, что учитель так сказал, а потому что понимает, какую ошибку он допустил.
Встречаясь с ошибками в работе сотрудников, нужно сделать так, чтобы они осознали свою ошибку, получили собственный «болезненный» опыт, на котором можно чему-то научиться и сделать выводы.
Вот несколько приемов в работе с ошибками
- работа над ошибками. Укажите на ошибки и попросите сотрудника обосновать, почему это ошибка, и самостоятельно предложить верный вариант работы.
- верните работу без исправлений и укажите, сколько ошибок вы нашли. Попросите сотрудника самостоятельно найти эти ошибки.
- еще один прием из школы. Помните, писали диктанты, а потом учитель просил соседей по парте поменяться листочками и проверить работы друг друга. Это же можно делать и на работе. Если несколько сотрудников выполняют примерно одинаковую работу, попросите их проверять друг друга. Во-первых, так появится чуть больше ответственности у проверяющего («мне доверили!»). А во-вторых, сотрудники уже привыкли, что вы указываете на ошибки. А вот чтобы то делал коллега – такое недопустимо, нельзя терять авторитет перед коллегами. Поэтому сотрудники будут стараться сделать работу качественнее, чтобы коллеги не заподозрили в них некомпетентность.
- из ошибок можно сделать отличный инструмент для обучения всей команды. По итогам месяца можно организовать обучающее мероприятие для сотрудников на основе разбора ошибок. Тогда уже не один человек может научиться на этом, но и весь коллектив. Только учтите, что в таком случае с ошибок нужно стереть имя: вы собрались обсуждать не результаты конкретного сотрудника, вы собрались учиться на ошибках.
Ошибки в работе сотрудников для руководителя – головная боль. А могут стать подарком. Ведь они лучше всего обнажают уязвимые места команды. А значит, грамотно организовав работу над ошибками, показывают, за счет чего команда может стать еще сильнее. Причем быстро.
Оставить комментарий