Я недавно тааааак переживала: «Что я делаю не так? Почему меня не понимают? Не могут же все быть какими-то неправильными! Явно дело во мне. Что я не так делаю?» Во мне расцветал синдром самозванца. Я не хотела думать плохо про наших студентов, с ними все хорошо. Крепла неуверенность в себе.
Так мы с опытными руководителями отрабатывали обратную связь.
Задача – чтобы руководители научились даже корректирующую обратную связь давать так, чтобы у людей крылья за спиной вырастали. Ну как минимум чтобы крылья эти не отваливались: не должно быть прямых упреков («ты все сделал не так»), не должно быть наездов («почему ты не успел с этим отчетом?!»). Не должно быть никакой критики («ты опять ничего не понимаешь»). Корректирующая обратная связь из инструмента условно-карательного должна стать инструментом управления. Из прошлого – в будущее. И у такой обратной связи, конечно, есть технология.
И вот мы со студентами разбираем каждый шаг по отдельности. Они пробуют, придумывают, что сказать в разных ситуациях. Все молодцы, у всех всё получается. А потом финал – надо полностью дать обратную связь коллеге по алгоритму. Они смотрят на алгоритм, а говорят совсем не то! Говорят так, как привыкли: упрекая, наезжая, тыкая. Как будто не было предыдущих двух часов тренинга.
Ну ладно, давайте еще раз пройдемся. Даю пример. Спрашиваю, в чем разница между их и моей обратной связью. Отвечают, понимают. Теперь, говорю, давайте каждый попробует. И опять те же грабли! Вот же он, алгоритм, перед глазами! ПОЧЕМУ все неправильно?
В общем, мееедленно, очень осторожно нам удалось добиться нескольких хороших вариантов. На том и разошлись – упражняться на работе, с сотрудниками.
***
После тренинга у меня тренировка по плаванию. Я своему тренеру поставила задачу научить меня нырять рыбкой: когда головой в воду входишь. Я вообще прыгать боюсь в воду, но это так красиво, я тоже хочу.
Чтобы научиться нырять, нужно отработать несколько элементов. Сначала ногами отталкиваться – у меня получается. Потом руками что-то там – тоже неплохо. А теперь, говорит тренер, соединяем! – и я плашмя плюхаюсь в воду на живот.
Ладно, попытка следующая. Я все понимаю: ноги-руки-хвост, но снова доской падаю на воду. И снова. И снова. Вижу, тренер позеленел уже. Он десятый раз повторяет, как надо. Разными словами, но все об одном. Слова заканчиваются, а у меня все равно не то. Я понимаю, как надо. Давно его слова запомнила. Я в голове это все держу, когда прыгаю, а еще со страхом борюсь одновременно. Но пока не в силах справиться.
К десятому прыжку угол захода в воду начинает меняться.
***
В моем обучении прыжкам в воду все точно так же, как с моим тренингом по обратной связи. Только там тренер – я. А не получается у моих студентов. Они знают, как надо, но пока не получается. Надо 10, 100, 1000 раз повторить, чтобы начало получаться.
Это не со мной что-то не так. И не со студентами. Это человек так устроен: привычки, страх, неуверенность сильно нам мешают. Но на то человек и есть человек: он может многое изменить, если захочет.
Студенты мои дорогие, я знаю, как вам трудно! Вы только продолжайте стараться, не бросайте. И все обязательно получится!
Оставить комментарий