Мария Цуркан, Татьяна Гречкина, я начальник, обратная связь, фидбек

Мы уже выяснили: чтобы руководитель развивался, ему необходимо научиться регулярно получать обратную связь от своего руководителя, своих сотрудников и коллег.

Чтобы обратную связь получить, есть несколько способов.

Спросить

Самый простой, быстрый и прямой способ – задать вопрос, который вас интересует:
  • Как вам кажется, что у меня особенно хорошо получается в работе?
  • Что, на ваш взгляд, я могу делать лучше?
  • Что мне следует изменить, чтобы наша совместная работа была продуктивнее?
Многие руководители, особенно начинающие, боятся обращаться с таким вопросом к сотрудникам: вдруг они получат критику, их авторитет пошатнется, сотрудник будет воспринимать себя главнее, чем руководитель. Бояться этого не стоит: парадокс в том, что самоуверенный руководитель, не восприимчивый к обратной связи, не слышащий других людей, со стороны воспринимается намного слабее, чем тот, кто открыт, умеет слушать и заинтересован в своем развитии. Спрашивайте смело, если хотите не только быть сильнее, но и выглядеть так в глазах сотрудников.

Своему руководителю такие вопросы тоже нужно задавать. Причем чтобы не получить только корректирующую (то, что многие называют негативной) обратную связь, стоит самостоятельно формулировать вопросы, на которые хотите услышать ответы. И среди них обязательно должны быть вопросы, из которых вы получите заряд вдохновения: «Что у меня получается хорошо?» «Что мне стоит продолжать делать?»

Обратная связь методом 360 градусов

Это уже трудно сделать самостоятельно (но ведь если очень хочется, нет преград, правда?). Для проведения этого исследования составляется специальный опросник. А заполняют этот опросник сразу несколько человек:

  • сам руководитель, о котором делается это исследование;
  • его руководитель;
  • его подчиненные;
  • его коллеги на одном уровне.

Можно даже клиентов или партнеров опрашивать. Таким образом, получается обратная связь со всех сторон. Все это можно сравнить друг с другом и понять, насколько ваше представление о себе соотносится с тем, что о вас думает ваше профессиональное окружение.

Когда мы проводим такое исследование для руководителей, мы часто видим, что это представление может сильно отличаться: руководитель думает, что он отличный коммуникатор, а его сотрудники считают руководителя конфликтным.

Обратная связь методом 360 градусов дает возможность посмотреть на себя совершенно с разных сторон.

Регулярные встречи обратной связи

Такие встречи полезно проводить всей командой. Здесь каждый даёт обратную связь каждому. И вы как руководитель не исключение: вам тоже дадут обратную связь.
Чтобы эта встреча прошла продуктивно, подготовьтесь к ней заранее. Пусть каждый сотрудник для каждого коллеги подготовит ответ на три вопроса:
  • Что стоит продолжать делать?
  • Что стоит прекратить делать?
  • Что нужно начать делать?
В ответах на эти вопросы – конструктивная обратная связь.
На таких встречах обязательно должен быть модератор, который проследит, чтобы встречи не превратились в собрание для публичных обвинений и оправданий. Ваша задача здесь – чтобы люди обменялись друг с другом обратной связью. Для них и для вас это будет как глоток свежего воздуха.

ВЫВОД

Хотите быть сильным руководителем, лидером – сами собирайте обратную связь и работайте с ней.