Привет, коллега!

Нас часто спрашивают: как руководителю завоевать авторитет? как заставить себя уважать? как сделать так, чтобы они меня слушались.
Так или иначе, этим вопросом задаётся каждый начинающий руководитель. Авторитет — это такая призрачная штука, которую приобрести так же трудно, как легко потерять. Власть, которую дает авторитет, — это сильный наркотик (не буду вдаваться в медицинские факты), поэтому потеряв власть, люди испытывают синдром отмены и начинают такое вытворять, чтобы снова свой авторитет вернуть, что мамадорогая.
Давай будем честными. Когда в подчинении появляется хотя бы один человек, когда чувствуешь, что имеешь на него влияние, это приятно. Ты говоришь — тебя слушают. Ты просишь — делают. Авторитет — это когда не нужно тратить время на доказательства, потому что тебе и так верят. Авторитет — это быть самым главным там, где ты есть. А быть самым главным понравится кому угодно.
Только вот самыми главными хотят быть все. Даже сотрудники, которых не повысили, хотят показать свою значимость, а значит, вступают в конкурентную борьбу за авторитет. Когда руководитель приходит в новый коллектив, ему сразу устраивают проверку на вшивость, чтобы выяснить, кто тут главный. Этими инстинктами наградила нас природа, и побороть их мы не в силах. Да и не за чем.

Так что же делать, чтобы заработать авторитет?

На самом деле, это не так уж и трудно. Помнишь, какая главная задача руководителя? — Правильно, достигать результата. А с чьей помощью мы это делаем? — верно, силами сотрудников. И ты помнишь, да, что сотрудникам тоже важно быть значимыми? Теперь берем всё это, смешиваем, и получается, что нужно следующее:

  1. Слышать твоих сотрудников. Не делать вид, а слышать. Некоторые люди (нас таких много) инстинктивно на каждое предложение сначала выдают «нет», а затем думают. Если это про тебя — постарайся промолчать, когда слышишь какую-то идею, предложение. Промолчи, подумай, а потом выдай взвешенный ответ.
  2. Быть последовательным. Сказал «проверю в 5», значит проверь в 5, даже если началось землетрясение. Ты должен быть последовательным и предсказуемым в требованиях для твоих сотрудников.
  3. Защищай твоих сотрудников. От ненужных тумаков (ты руководитель или кто?), от ненужной информации (только аккуратно, ладно?), от ненужной работы (когда надо делать то одно, то другое). От переработок защищай.
  4. Разговаривай. Рассказывай, как двигалась твоя мысль, почему ты принял именно такое решение. Если люди не понимают причин, по которым ты что-то делаешь, для них это кажется нелогичным. А как мы называем человека, который совершает необъяснимые действия? Правильно, дураком. Поэтому, если тебя не понимают твои же сотрудники, тебе в лучшем случае не добиться авторитета.
  5. Будь благодарным. Умей признавать достижения твоих сотрудников. Что-то получилось хорошо? Скажи спасибо. Отлично делает свою работу? — Спасибо ему за это. Вовремя сдал отчет? — Спасибо, что заботишься о нашем времени. Спасибо — это должно стать твоей мантрой.
  6. Давай энергию. Ставь интересные, сложные, развивающие задачи. Позволяй проявлять творчество и индивидуальность.

Если сотрудники будут чувствовать себя в безопасности под твоим руководством (а безопасность — это предсказуемость, честность, справедливость), если они смогут профессионально расти, то они с радостью признают твой авторитет.
Дмитрий Потапенко сказал, что уважение команды «либо есть, либо ты чмо». Но я с ним вкорне не согласна. Не установили доктора, что ребёнок рождается с врождённым авторитетом
Авторитет, уважение — это долгая, ежедневная, даже ежеминутная работа. Зато вознаграждается она тысячекратно.
Кстати, если ты добьешься авторитета, то ты повысил ответственность сотрудников. Так что видео тоже об этом.

YouTube player