Как доверять сотрудникам? Тема доверия неочевидна для руководителей. Но на доверии держится многое: сможет ли руководитель делегировать или будет все тащить на себе? Будет ли его контроль своевременным и регулярным или контролем он задушит сотрудников?
Некоторые руководители утверждают, что не делегируют только потому, что не уверены, что сотрудники справятся. Кто-то как мантру произносит: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам». А некоторые так и говорят: «Я не доверяю». И это большая проблема.
Почему отсутствие доверия вредит компании
Мы не будем говорить о крайней степени недоверия – подозрительности и презумпции вины. Поговорим о том, почему руководители не доверяют сотрудникам и как начать это делать.
Почему руководители не доверяют
На формирование доверия влияют многие факторы, которые можно обобщить словом «опыт»: воспитание в семье, отношения с друзьями в школе, работа с предыдущим руководителем, работа с конкретными сотрудниками. Чем более позитивный опыт был у человека, тем больше он будет доверять.
Но не только опыт лежит в основе недоверия. Вот представим ситуацию: поздним вечером вы возвращаетесь домой на автобусе. Вам предстоит пройти через небольшой неосвещенный лесок. Вокруг никого нет, и вдруг позади себя вы слышите чужие шаги. У любого нормального человека возникнет опасение: кто идет за спиной? Есть ли от него угроза? Угрожает ли этот человек моей безопасности?
ОТСУТСТВИЕ ДОВЕРИЯ = ОЩУЩЕНИЕ НЕБЕЗОПАСНОСТИ
А теперь представим, что вы оглянулись и увидели за спиной бабушку с сумкой. Она ехала с вами в том же автобусе, а теперь просто старается держаться поближе к вам, чтобы нее быть одной в этом темном лесу. И вот здесь сразу становится спокойнее: от бабушки нет угрозы.
Получается, недоверие возникает тогда, когда мы ничего не знаем о мотивации человека: чего он хочет, почему он оказался здесь, почему он делает именно это. То же самое справедливо и в отношениях с сотрудником. Если руководитель не знает о его мотивации, он не может предполагать, насколько сотрудник будет честным и вовлеченным в дело.
С другой стороны, доверие – это не только знание мотивации. Это опыт работы с данным сотрудником, это проверка на практике его профессиональных способностей. И если сотрудник один раз ошибся, вероятность недоверия возрастает. Сотрудник, может быть, еще не успел ошибиться, но вот предыдущий в аналогичной ситуации ошибался – и руководитель будет свой негативный опыт переносить на всех, в ком он не уверен.
Когда вы доверяете сотруднику, вы в итоге выясняете, оправдано ваше доверие или нет. Напротив, когда вы не доверяете, то чаще всего вам не удается узнать, можно ли в действительности доверять человеку: вы ведь не создали ситуации, в которой сможете это проверить. Доверие дает нам больше информации, больше опыта, на основании которого мы сможем делать эмпирические выводы. Когда мы доверяем, мы больше узнаем не только о конкретных людях, но и о многообразии ситуаций, в которых мы можем или не можем этим людям доверять. Неоправданное доверие – это тоже опыт, который прокладывает путь дальше.
Как научиться доверять сотрудникам
Стивен Кови выделил пять уровней, на которых нужно рассматривать доверие
Доверие к себе – межличностное доверие – доверие в организации к системе и процессам – доверие рынка – общественное доверие в целом.
Для доверия не обязательны две стороны. Доверие начинается с человека, поэтому первое, на что нужно обратить внимание, – на самого себя.
Доверие к себе базируется на уверенности в свои возможности, способности достигать поставленных целей, соблюдать взятые на себя обязательства. Если человек нечестен, не соблюдает договоренностей, не выполняет обещаний, он того же ждет и от других людей. А когда сам он способен быть последователен своих мыслях, словах и действиях, этого же будет ожидать от других.
Межличностное доверие вырастает из доверия к себе. Это обоюдный, взаимный процесс: если хочешь, чтобы доверяли тебе, доверяй сам. Взаимное доверие влияет на мотивацию, лидерство и достижение целей. Если руководитель не доверяет сотрудникам, у них не будет оснований считать его своим лидером. А значит, заинтересованности в достижении поставленных им целей тоже не будет. Зато усилится интерес к собственным целям. А значит, повышаются и риски для этого самого руководителя.
Все остальные уровни доверия произрастают из первых двух.
Что конкретно делать
- Научиться доверять себе. Быть последовательным в словах и делах, выполнять обещания и именно это поведение демонстрировать вовне.
- Узнать мотивацию сотрудников. Каждым человеком что-то движет, у каждого есть планы на жизнь и потребности в конкретный момент. Чего хотят ваши коллеги? Почему они выбирают работать в этой компании, с этим руководителем? Какие приоритеты у них сейчас и на каком месте среди них работа? Выясните мотивацию, чтобы быть уверенными в своих людях.
- Развивать критическое мышление. А это прежде всего отказаться от обобщений. Если когда-то вас подвел один человек, это не значит, что все остальные будут делать так же. Все люди разные, и с вами себя вести будут тоже по-разному.
- Ценить ошибки. Не наказывайте за них, а цените. Наказание подрывает доверие и заставляет человека быть нечестным. Но если ошибка непреднамеренная, это не повод для наказания. Ошибка – это прежде всего урок, это опыт, который обогатит и человека, и компанию. Если сотрудник видит, что ему можно ошибаться, он чувствует ваше доверие и стремится его оправдать.
- Разговаривать с сотрудниками. Мы не доверяем тем, кого не знаем. Чем глубже и продуктивнее коммуникация, тем больше доверия возникает между сторонами. Для таких разговоров лучше всего подойдет формат еженедельных встреч один на один. Вы будете лучше знать сотрудников, сотрудники – лучше понимать вас. От этого выиграют все.
- Создавать системы, ошибиться в которых будет практически невозможно. Например, если где-то должно быть обязательно заполненное поле, сделайте так, чтобы нельзя было закрыть окно или сохранить данные, если поле осталось пустым. Чем меньше риск возникновения ошибки, тем выше уровень доверия сотрудникам.
- Развивать управленческие компетенции. Неумение поставить цели, нерегулярный контроль, незнание мотивации сотрудников, неумение давать обратную связь приведут к тому, что сотрудники будут выдавать совершенно неожиданный для руководителя результат. Чем профессиональнее руководитель, тем крепче доверие между ним и сотрудниками.
Если вы не доверяете сотрудникам – это не повод для гордости. Это повод задать себе вопрос «почему» и начать внутренние изменения. В конце концов, доверие – это тоже опыт. И чем больше вы будете доверять людям, тем лучше будете разбираться в том, кому именно и в чём можно доверять. И позволите развиваться вашим управленческим компетенциям. Отпуск без связи, уходить с работы вовремя, полагаться на сотрудников – вы узнаете, что все это не выдумки бизнес-консультантов, а теперь уже ваша реальность.
Оставить комментарий