Один из показателей профессионализма для руководителей – как от него уходят сотрудники. Люди могут уволиться. Он сам может их уволить. Вопрос в том, что остается в осадке. Варианты такие:

  • Взаимное чувство благодарности за работу. Работа – это обмен ценностями: сотрудник обменивает свой труд на деньги, компания за деньги покупает продукт труда сотрудника. Наступает момент, когда этот взаимообмен становится ненужным. Тогда происходит увольнение. Если оно прошло хорошо, то и сотрудник, и руководитель испытывают друг к другу что-то типа чувства благодарности и не исключают для себя возможной совместной работы в будущем. Это нормально, если услуги сотрудника вновь понадобятся компании через несколько лет. Тогда сотрудник будет рекомендовать эту компанию как отличного работодателя. И продукты этой компании сотрудник честно и с удовольствием будет продвигать, отзываясь о них знакомым.
  • Сотрудник остался обижен на компанию. У него появляется чувство брезгливости, немытых рук. Хочется побыстрее отделаться от этого опыта. Опыт работы мог быть хорошим, продуктивным для обеих сторон, но финальная точка была такой, что сотрудник уходит с обидой. Ужасный вариант. Сотрудник еще дооооолго будет чувствовать несправедливость, а это самый сильный демотиватор. Рассказывая знакомым о своей работе, он не вспомнит, какой отличный опыт он приобрел за 10 лет. Он не будет вспоминать те грамоты, которые вручались ему на корпоративе как лучшему сотруднику. Но он будет рассказывать, как несправедливо с ним, с лучшим-то сотрудником, обошлись. Ведь он 10 лет жизни зарабатывал для этой компании деньги! Такой сотрудник хуже, чем недовольный покупатель. Он «никому не пожелает работать в этом болоте». Даже отличных для компании кандидатов отговорит там работать одним взглядом, если вдруг с ними пересечется. Он перестанет быть клиентом этой компании и постарается как можно большее число людей обратить именно в эту веру: покупать в этой компании плохо. Недовольный клиент расскажет десяти человекам и забудет. Недовольный сотрудник будет помнить свои обиды несколько лет. Количество людей, которые поверят, что компания действительно плоха, будет исчисляться сотнями.
  • Обижен остался руководитель. Может быть, он рассчитывал, что сотрудник хорошо справляющийся со своей работой, будет работать с ним всю жизнь, а теперь нужно срочно искать замену. Может быть, он считает себя таким прекрасным руководителем, что уволиться от него может только абсолютный глупец. Может быть, у него есть какие-то еще причины. Но обиженный руководитель всегда (!) ведет себя неадекватно. Обида – это детская позиция, которую радостно и демонстрирует руководитель окружающим. Эта обида может стоить компании больших контрактов.

Что делает обиженный руководитель?

  • Он показывает всем вокруг, что с ним поступили несправедливо. Например, сотрудникам, которые до сих пор с ним работают, демонстрирует, как не прав был уволившийся. Всячески старается выставить его в черном свете: обвинить в ошибках, припомнить его провалы, чтобы на его фоне выглядеть пушистым ангелом. В своих глазах такой руководитель наверняка выглядит бетменом. Но окружающие прекрасно понимают, что происходит. Желание самоутвердиться за счет других всегда заметно окружающим и вызывает жалость, а не уважение.
  • Он не упускает случая поддержать контакт с уволившимся сотрудником, чтобы потом ему невзначай отомстить. Это не специально – отмщения требует его обида, его подсознание. Например, он может написать письмо после встречи на отраслевой конференции. Что-нибудь типа «рад был видеть тебя, отлично выглядишь. И кстати, зачем ты задала такой глупый вопрос спикеру?» Уже давно не работает с человеком, а все еще ему гадит.
  • Он теряет деньги. Если в предыдущих двух случаях можно предполагать только упущенную выгоду (альтернативные издержки), то здесь потери можно практически потрогать. Как это? Читайте дальше.

Эту историю рассказала нам сотрудница крупной международной компании. Руководитель нашел для себя «козла отпущения». Бедная Надя каждый день подвергалась нападкам, насмешкам, несправедливым уколам со стороны руководителя. Она отлично работала, ее вина была лишь в том, что она не могла дать отпор, а покорно терпела такие скрытые издевательства своего начальника. Это видели все сотрудники, но никто ничего не мог поделать, разве что посочувствовать Надежде.

Но однажды Надю схантили. Ей предложили и должность лучше, и зарплату лучше в другой компании, тоже международной. Надя долго не думала: здесь она почти ничего не теряет. Так и сказала начальнику: «Мне не за что здесь держаться, я ухожу». Однажды Надежда организовывала тендер. Его вполне могла выиграть компания, в которой Надя работала до этого. Там отличный коллектив, Надя изнутри знала, как работают специалисты, и с удовольствием доверила бы им работу. Нужно лишь пройти процедуру отбора подрядчиков. Надя отправила бывшему руководителю предложение подать заявку. Что он увидел:

1. Этот клиент очень привлекателен для компании: он будет самым крупным среди всех имеющихся, с этим рынком компания еще не работала. Это будет отличным кейсом для привлечения новых партнеров.

2. Заказчик – та самая сотрудница…

Знаете, что сделал руководитель? Отказался от участия в тендере, даже имея все шансы выиграть. И потерял крупного потенциального клиента.

Хотите быть профессиональным руководителем – учитесь выстраивать отношения с сотрудниками. Так, чтобы в любом случае при расставании остаться друзьями.