В моей жизни коллективы были разными. От монтажников ЛВС (локальных вычислительных сетей) в начале нулевых, хороших парней с непростой биографией и обширным «русским» лексиконом, до кандидатов и докторов медицинских наук, облечённых не только научными степенями, но и реальной властью. Способы управления такими коллективами, разумеется, разные. Но есть несколько принципов, которые сохранялись всегда. Как уж они сформировались – отдельная история. У каждого своя.

  1. Хвали сразу и при всех. Ругай сразу, но  без свидетелей.

Вечерние три минут перед уходом сотрудников домой — подведение итогов. Если есть возможность похвалить – хвалю сразу, искренне, подчеркиваю, за что именно и какое значение имеют эти подвиги. Сотрудники уходят с хорошим настроением. Повод забудется, а позитив и удовлетворение от работы останутся надолго. Ругаю при закрытых дверях. Нет задачи унизить, или снизить самооценку сотрудника, есть задача внести изменения в алгоритм его работы. Ключевая формулировка в таких случаях сначала «что делать?» и только потом «кто виноват?»

2. Организуйся сам, остальные подтянутся

Много раз замечал, что пока на новом месте работы организуешься сам, у сотрудников, какими бы высокоответственными они ни были, снижаются и качество, и эффективность работы. Поэтому на любом рабочем месте сразу делаю две вещи: сообщаю, как устроен мой график, когда приём по личным вопросам, когда общие мероприятия – оперативки и собрания. Сразу становится понятно, как теперь будет устроен день у сотрудников, прекращается очередь в приемной, пропадают жалобы типа «я вас тут ждал-ждал и ничего не согласовал». Конечно, с одной стороны, это налагает и на меня определённые обязательства, но с другой — не даёт распускаться коллективу.

3. Лучше тупой карандаш

Раньше такой нужды в записях не было. Теперь максимум информации я фиксирую. Сам писать не люблю, поэтому обязательный атрибут каждого совещания — секретарь. Контрольные точки с подчинёнными, решения по всем вопросам, даты встреч – всё это, внесённое на бумагу, сильно облегчает загрузку головы и позволяет высвободить файлики головного мозга для того, чтобы подумать о делах. Голова нужна, чтобы думать, а не для того, что бы запоминать. Главное, чтобы планы чётко отражались в головах сотрудников и у нас была возможность «сверить часы» в любой момент времени. Поэтому принцип «даже самый тупой карандаш острее самой острой памяти» — один из моих главных.

4. Владей информацией

Собирайте нужную информацию. Держу в голове 3-4 индикативных показателя, при изменении которых становится понятно, где нужны корректировки, и регулярно требую актуализации этих показателей.

Для этого я веду для себя и для прямых подчиненных список параметров и документов по списку:

  • обязательных к запоминанию и знанию;
  • обязательных к ежедневному просмотру;
  • обязательных к еженедельному просмотру.
5. Веду себя прилично!

Что имеется в виду? Всё! Внешний вид, форма переписки и оформления писем, манеры, разговоры. Зачастую я сам себе хозяин и мало завишу от более высокого руководства. Но при этом стараюсь соблюдать график рабочего дня, не решаю личных задач в рабочее время, не веду социальных сетей в рабочее время. Исключение составляют ситуации, когда туда попадают рабочие вопросы или просьбы о медицинской помощи, в которой никогда никому не отказываю. Панибратство для меня не способ управления. Дистанция выстраивается постепенно, чтобы не выглядела зазнайством. Но, тем не менее, в определенный момент правила игры определяются и всем становится понятно, что можно, а чего не стоит делать.

6. Принимаю решения и беру за них ответственность.

Что бы ни происходило, никогда не «включаю жертву». Но всегда описываю все возможные варианты развития событий. От самых негативных — человек должен понимать, на что идёт и куда ведёт остальных. Пусть потом не говорит, что был не в курсе. Однако, если я уверен в своей правоте, то постараюсь реализовать свой сценарий по максимуму. Лучше жалеть о том, что сделано.

7. Ориентируюсь на результат

Я стараюсь мыслить результатоориентированно. И мне бы хотелось, чтобы так думали и мои сотрудники. Поэтому я всегда стараюсь планируемый от проекта/задачи результат обозначить, показать подчинённым. Когда человек видит конечный результат, ему становится понятнее путь, понятнее причины распоряжений и задач. И сотрудник лучше понимает разницу между «хорошо» и «плохо» — он и сам сможет оценить результат своей работы. Если ориентируешься на результат, не выглядишь самодуром, не рискуешь прослыть неблагодарным. И сотрудникам понятно, как будет оцениваться результат их собственной работы.

Дмитрий Тарасов

  • главный врач Городской клинической больницы №1 г.Челябинск
  • экс-министр информационных технологий и связи Челябинской области
  • экс-министр здравоохранения Челябинской области
  • исполнительный директор Инвитро-Урал.

Развить управленческие компетенции, чтобы выработать собственные принципы управления, можно на курсе «Впервые у руля: управленческие компетенции для новичка». 

https://yanachalnik.ru/programmyi-on-layn-obucheniya/upravlencheskie-kompetencii/u-rulya/