Чем дальше в лес, тем больше извращенцев… Это про меня сейчас: чем больше я работаю с руководителями, тем больше слышу историй о том, как руководители себя ведут (вот здесь есть истории). И я всё думаю: что же такого нужно сделать, чтобы плохих руководителей стало меньше? А лучше, чтобы они совсем извелись?

Спойлер – я нашла способ от них избавиться.

Для начала нужно прояснить, что значит плохой руководитель. Это мой неполный список. Вы можете с чем-то не согласиться, а где-то добавить свои пункты. Пишите в комментариях, сделаем наш общий перечень признаков таких вот недоначальников.

  • не умеет ясно, понятно, доступно поставить задачу. Вчера наш студент рассказал, что некоторые руководители так задачу ставят, что хоть сразу беги. Потому что не понятно вообще ничего: что делать, когда делать, надо ли вообще делать. И уж тем более не разберешь, какие у тебя в этом всем полномочия. И все бы ничего, но ты совершенно не в курсе, что именно он будет контролировать и за что тебе потом прилетит по голове.
  • не контролирует собственные эмоции. Позволяет себе эмоциональные поступки и высказывания. Такой руководитель может потом оправдываться: «Ну я же на эмоциях сказал». Но по мне, это не может быть оправданием. Эмоции – это отягчающее обстоятельство. Все равно что совершить преступление под воздействием алкоголя – кого это когда-нибудь оправдывало? Не справляешься с эмоциями – нужно отдохнуть. Нужно работать над собой. Или не нужно быть руководителем.
  • контролирует время работы, а не качество. Он нервничает, когда кто-то обедает не час, а час и пять минут. Он не допускает и мысли о том, чтобы кто-то ушел с работы на 5 минут раньше, не отпросившись у него лично (а лучше не отпрашиваться, а писать заявление и заверять его во всевозможных корпоративных инстанциях). Он на входе ставит турникеты с карточками, а потом вычитает из зарплаты то время, которое сотрудник не был на рабочем месте. А вместо этого мог бы качество работы контролировать, а не время и не место. У меня стойкое убеждение, что когда руководитель так себя ведет, он просто не умеет руководить, у него нет инструментов. Ведь контролировать время и влиять на его соблюдение очень легко. А вот про результативность работы – это сложнее (исключение составляют те люди, которые непосредственно с клиентом работают. Например, не может кассир в магазине опоздать на работу).
  • непредсказуем и непоследователен. Сегодня бежим вперёд и срочно, завтра – в противоположном направлении. Сегодня он похвалил за инициативу, а завтра за аналогичную наорал: «Ты ничего не понимаешь, куда ты лезешь!» Это когда правила игры меняются во время самой игры, и никто, даже сам руководитель, не знает их заранее.
  • двойные стандарты. Это когда начальник не опаздывает, он задерживается. А вот все остальные опаздывают. Это когда клиент – самый важный человек, а сотрудника никто не спрашивает, что он думает. Начальник кристально честен и заинтересован в результате, а сотрудников нужно проверять на полиграфе, они работают только за деньги, а на результат им наплевать. Такие руководители часто используют власть ради власти, ради самоутверждения, а не для достижения результатов.
  • не развивает. Тоже на днях клиент рассказал, что в компании аж культура такая: «Ты что, хочешь стать самым умным?» Вот если, говорит, книга Пушкина на столе лежит, – это нормально. А если менеджмент – это уже «ишь ты, умным стать решил». Он не просто не развивает, он боится, что кто-то станет сильнее его. И это при том, что задача руководителя – набирать самую сильную команду и делать её ещё сильнее. Но он не может, он слишком переживает за собственную корону, вдруг она пошатнётся.
  • не развивается сам. Точнее нет, он думает, что развивается, читает книги, проходит курсы, получает профильное образование. Но это всё не работает, потому что полученные знания портятся всеми пунктами выше.

Это прям сильно неполный перечень, почему руководители – плохие.

И что делать?

Есть рецепт, как от плохих руководителей избавиться. И он очень простой. С ними просто не надо работать. Ведь если с ними никто не будет работать, они не смогут быть руководителями. А значит никому не смогут портить жизнь своим самодурством и наглухо прибитой к голове короной.
Не работайте с такими начальниками. Не позволяйте им портить вам жизнь, мешать компаниям добиваться успеха. В этом мире много отличных начальников. И их я вижу намного чаще, чем таких вот царьков, наслаждающихся властью. Меняйте плохих начальников на хороших.

Есть книга Роберта Саттона «Не работайте с м*даками». Я её всегда избегала из-за названия. Но пожалуй пойду прочту. А вы читали? Что скажете?

 

Мария Цуркан