Одиночество лидера – это проблема, о которой мало кто говорит. Управленец, руководитель, начальник представляется нам в образе какого-то успешного человека в дорогой одежде, с дорогими гаджетами, на блестящей машине. Как будто быть руководителем – это тот самый успешный успех.
Конечно, доля правды тут есть: нужно добиться определенных успехов, чтобы стать руководителем. Но проблем, которые не видно сразу, намного больше. Одна из них – одиночество лидера. Особенно остро этот синдром переживают те, кто недавно получил повышение.
Одиночество лидера: откуда берется проблема
Есть несколько причин, которые лежат в основе переживаний изоляции руководителя:
Когда вы работаете в коллективе, вы устанавливаете какие-то связи. Вы становитесь частью команды, где есть устоявшиеся взаимоотношения. Чувствуя себя полноценной частью коллектива, можете обсудить с коллегами не только рабочие вопросы, но и личные.
Когда вы получаете повышение, отношения с коллегами меняются: вы теперь на разных ступенях корпоративной иерархии. Большинство рабочих проблем с ними вы обсуждать не можете – проблемы ведь могут касаться ваших сотрудников. Происходит неизбежное дистанцирование. А вот новых связей с равными вам вы еще не установили.
Друзья вас тоже, скорее всего, не поймут: со стороны им будет казаться, что ваши проблемы высосаны из пальца, ведь вы на вершине успеха. А если ваши друзья не добились того же, с ними вообще будет трудно разговаривать о рабочих проблемах.
То же самое и дома. Один руководитель поделился, что он чувствует растущий разрыв с супругой еще и потому, что ему как руководителю нужно постоянно развиваться. Он много читает, учится, его мышление стало глубже и масштабнее. Тогда как семья просто живет привычной жизнью. Он растет – а они как будто остаются на месте. И он чувствует, что проблемы, о которых он говорит, никто не понимает. Стало как будто не о чем говорить с людьми.
Здесь не удовлетворяется одна из самых главных потребностей – потребность в принадлежности.
С повышением должности меняется и уровень ответственности. Если раньше вы принимали решение в области своего проекта, вы могли разделить ответственность со своим руководителем. Сейчас же сами решения стали качественно другими, а ответственность разделить уже не с кем. Руководители часто испытывают одиночество, считая, что им не к кому обратиться за советом и поддержкой. К своему руководителю они не идут, чтобы не показаться некомпетентными (будут неладен этот синдром самозванца!). С сотрудниками не посоветоваться. Особенно тяжело бывает, когда решение спорное, и руководитель опасается потенциальной негативной реакции, критики со стороны других людей.
Лидеры часто считают, что они должны выглядеть сильными и уверенными. Но это часто противоречит их собственным чувствам уязвимости и необходимости обращаться за поддержкой и советом к другим.
«Раньше с сотрудниками я мог обсудить что угодно. Мы постоянно общались, болтали, и даже вне рабочего времени могли придумать какие-то классные рабочие решения. Если у меня проблема – я всегда мог поделиться с коллегами.
А сейчас по-другому. Теперь я не могу с ними делиться проблемами, ведь нередко мои проблемы связаны с ними. Или мне нужно придумать решение, которое неизбежно коснется их. Я не могу обсуждать с ними многие рабочие вопросы, потому что наступит конфликт интересов.
Со своим руководителем я тоже не обо всем могу говорить – у него, во-первых, полно других проблем, мы не друзья. Во-вторых, он от меня ждет не нытья, а действий».
Почему с синдромом «одиночества лидера» нужно бороться
Одиночество психологи называют эпидемией 21 века: все больше людей испытывают острые переживания, связанные с одиночеством. Его опасность можно рассматривать с двух точек зрения.
С медицинской:
- приводит к отчаянию и депрессии;
- повышает риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Оно имеет такое же негативное влияние, как и выкуривание 15 сигарет в день и ожирение.
С организационной:
- способствует выгоранию (в подтверждение этого – мы выявили, что если не удовлетворяется потребность в связанности, возрастает риск выгорания);
- ухудшаются коммуникации внутри компании: там, где руководитель был связующим звеном, сеть контактов «истончается». Можно сравнить с поношенным свитером: когда нитки становятся совсем тонкими, образуется дырка;
- снижается количество и качество принимаемых решений;
- снижается производительность не только руководителя, но и команды под его управлением.
Если вы руководитель и испытываете чувство одиночества, знайте, что по крайней мере в этом вы не одиноки. Одиночество – это цена, которую все платят за лидерство.
«Когда я стал руководителем, я понял, что теперь мне нужно учиться еще больше. Проблемы, с которыми я сталкивался, стали масштабнее, а их последствия влияли на бизнес и на людей. Теперь мне нужно намного больше и глубже думать. Поэтому я постоянно учусь, читаю книги, изучаю разный опыт.
Я постоянно в обучении, а мои друзья, моя семья – они просто живут привычной жизнью. Грубо говоря, я все время расту, а они остаются на месте или растут намного медленнее. Через какое-то время я понял, что проблемы, о которых я говорю, никто не понимает. Меня не понимают. Мне стало трудно, а иногда и не о чем говорить с людьми. Мне стало одиноко».
Как лидеру избавиться от одиночества
Принятие
Одиночество усиливается, когда оно становится неожиданностью и с ним начинают отчаянную борьбу. Нужно принять тот факт, что даже в стае волков лидер держится на расстоянии. Лидер всегда один. Когда воспринимаешь одиночество как новую реальность, условие жизни, начинаешь по-другому выстраивать все процессы, а не бороться с одиночеством.
Сотрудники
Если воспринимать сотрудников лишь как функциональных единиц, которые должны выполнять ваши указания, неудивительно, что будешь чувствовать себя одиноким. Постарайтесь видеть в сотрудниках прежде всего людей. Устанавливайте с ними человеческие отношения. Самые эффективные лидеры – не те, которые принимают лучшие решения. Самые эффективные руководители лучше других умеют устанавливать со своей командой глубокие человеческие отношения.
Наставник
Найдите себе наставника. Им может стать ваш руководитель или более опытный коллега из другого отдела. Обращайтесь к нему за советом, когда чувствуете в этом потребность. Обсуждайте сложные рабочие вопросы. Это не только вам поможет – наставники тоже профессионально растут со своими подопечными.
Баланс
Пресловутый и часто почти недостижимый баланс работы и личной жизни и тут необходим. Когда вы много времени уделяете своим увлечениям, у вас появляется отвлечение от работы, где вы не чувствуете себя одиноким. А количество времени, проведенное с семьей и друзьями, напрямую сказывается на качестве этих контактов. Конечно, вы не будете чувствовать единения с близкими, если уделяете им 15 минут в день. Но что, если начать проводить с ними хотя бы в два раза больше времени?
Управленческая команда
Инвестируйте ваши усилия в создание управленческой команды. Если вы руководит отделом – устанавливайте контакты с руководителями других подразделений. Если же вы самый высокий руководитель в компании – найдите в вашем городе бизнес-клубы или участвуйте в них онлайн. Например, закрытый клуб «Я руководитель Плюс». В таких клубах вы сможете общаться с такими же руководителями, как и вы. И открыто обсуждать все ваши трудности и сомнения. Это очень помогает чувствовать себя частью чего-то большего, но не быть одиноким.
Заключительная мысль
Лидерство требует значительной стойкости, решимости и эмоционального интеллекта. Лидеры – это тоже люди, и они периодически чувствуют себя одинокими и изолированными.
Предпринимая шаги для избавления от синдрома «одиночества лидера», вы не только улучшаете собственное состояние, но и создаете более благоприятную корпоративную культуру, повышаете результативность вашей команды и компании.
Мария Цуркан, тренер Школы руководителей «Я начальник»
Оставить комментарий