Марк Вайнапель: Управлять другими людьми не учат нигде

Марк Вайнапель, Vay Toy, об опыте руководителяВажен хороший пример

Когда я приехал в Челябинск и начал работать в “Челябинвестбанке”, мне было 25 лет. У меня уже был опыт работы в банке, начиная от ученика кассира и до начальника валютного отдела в Златоустовском отделении Сбербанка (Челябинская область). И теперь я возглавил новый филиал Челябинвестбанка, в котором уже был подобран основной коллектив, но не было управляющего. Это было 22 года назад…

Эта работа, в отличие от того, чем мне приходилось заниматься раньше, предполагала высокий уровень самостоятельности в принятии управленческих решений. Я сам принимал на работу сотрудников, поощрял и наказывал, ставил задачи и определял направление развития филиала.

Чему учат в университетах? Экономика, финансы, инструменты стратегического планирования, таблицы, диаграммы, отчеты. А вот управлять другими людьми не учат. Не учат, как правильно делегировать полномочия, мотивировать сотрудников, осуществлять контроль, создавать команду. Остаётся только брать пример со своих старших товарищей, наблюдать за ними, перенимать их опыт. Для меня таким примером был Вячеслав Григорьевич Назарец, в те годы председатель правления «Челябинвестбанка».

Что бы я посоветовал молодым менеджерам сегодня? Где учиться, какой опыт перенимать, какой стиль управления выбирать?

Кто такой менеджер? Это человек, управляющий процессами или людьми. А управление людьми — это некое принуждение людей выполнять твою волю. И этому нужно учиться, осваивать социальные технологии, совершенствовать навыки управления персоналом, которые позволят делать это легко и экологично. Каким будет стиль управления? Какими должны быть рамки требовательности, как не допустить перехвата управления? Ведь, как говорится, камень на дороге управляет повозкой.

Мне сильно повезло! Для меня учителем стал Владимир Константинович Тарасов, автор технологии управленческой борьбы. Как-то раз в журнале «Эксперт» я прочитал его статью «Учиться увольнять настоящим образом». Она произвела на меня настолько сильное впечатление, настолько она была мудрая, что я при первой возможности пошёл на проходивший в Челябинске тренинг Тарасова. Познакомился с ним лично, много общался, ходил на его тдругие ренинги. Его книга «Искусство управленческой борьбы», по моему мнению, должна стать библией начинающего руководителя, да и не начинающего тоже. Владимир Тарасов — создатель первой в СССР школы бизнеса. Он признанный гуру в управлении персоналом. И в его публикациях каждый найдёт для себя подходящие управленческие приёмы.

Я помню Чемпионаты по “Управленческим поединкам”: Чемпионат Москвы, Екатеринбурга, в которых мне приходилось участвовать и в качестве игрока, а потом и в качестве судьи. Это прекрасная школа, позволяющая руководителям “прожить” различные ситуации, в которые изначально заложен конфликт. Научиться искать такие решения, которые сохранят не только собственность, деньги, но и репутацию. Держать удар, когда тебя ставят в сложную, непривычную для тебя роль.

Самая первая проблема, с которой сталкивается молодой руководитель, – это защита своего права руководить. «Кто ты такой?» Это один из первых вопросов, которые приходится решать начинающему руководителю. Иногда люди говорят, что им проще сделать самим. И это очень плохо, когда руководителю самому сделать проще, чем организовать, чтобы это делали твои сотрудники. В этом случае ты, конечно, выступаешь специалистом, но никак не руководителем.

Главное качество руководителя

Среди массы качеств, которыми должен обладать руководитель, есть одно, без которого ему никак нельзя. Это требовательность. Это не всегда комфортно – быть требовательным, но без этого вы не сможете работать руководителем. У меня перед глазами было несколько историй компаний, в которых руководители интенсивно трудились, в то время как их сотрудники не утруждали себя. Наверное, им то же было не комфортно проявить требовательность и заставить людей работать. Но этих компаний уже нет…

Коммуникации – главный инструмент руководителя

Чему еще нужно учиться для того, чтобы быть успешным руководителем? Навыкам эффективных коммуникаций! А успех коммуникаций, будь то с сотрудником, руководителем, клиентом, зависит от чего? От работы в одной системе ценностей. И конечно, в этом нужно научится разбираться.

Ну а как принимать управленческие решения, если вы не научите своих сотрудников предоставлять вам информацию, необходимую для этого, что бы она была достаточной, но не избыточной, своевременной, полной…

Я не видел, чтобы в вузах учили навыкам эффективных коммуникаций. Вам повезёт, если вы попадёте на тренинг Михаила Дегтярёва. Вы получите невероятный профессиональный и личный рост.

Ну и получайте удовольствие от своей работы. Или найдите другую. Не обязательно быть руководителем, можно быть просто хорошим специалистом. И отвечать только за себя – некоторым так даже спокойнее.

Марк Вайнапель

  • основатель компании “ВЭЙТОЙ”. Развивающие подвижные игры Vay Toy успешно продаются в детских магазинах России и СНГ
  • управляющий филиалом “Челябинвестбанка”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать обратный звонок