Каждый руководитель постоянно живет в условиях изменений: всё в бизнесе настолько быстро меняется, что о стабильности не может быть и речи! Каждому бизнесу жизненно важно не просто уметь в изменениях жить, но и самостоятельно эти изменения генерировать: только так можно обеспечить своевременную реакцию на то, что происходит на рынках. И каждый руководитель говорит, что изменения, безусловно, нужны.

Это с одной стороны.

С другой стороны, каждый человек (а в бизнесе все-таки люди работают) стремится к стабильности. Потому что так комфортно и понятно. Потому что так объективно легче. Каждого из нас с детства приучали к стабильности, создавая для нас расписания, режимы и вот это все.
И тут наступает конфликт: мы хотим изменений, но мы их не хотим. И каждое изменение неизбежно встречает сопротивление, даже если это изменение создаешь ты сам.

Например, работали все сотрудники в какой-то CRM. А руководство приняло решение установить новую программу – она и удобнее, и аналитики там больше, и интерфейс намного понятнее, а значит, каждый новый менеджер быстрее ее освоит и будет меньше ошибаться. Ставится программа, проводится обучение сотрудников и вот-вот все должно заработать. Но нет. Каждый раз всплывают проблемы. И на каждом совещании люди доказывают, почему в этой программе работать невозможно.
Еще один вариант – когда вообще ничего не делается, даже если решение уже принято.
Все это – сопротивление изменениям. Потому что перемены – это довольно длительный процесс, которым тоже нужно управлять. К сожалению, ничего не меняется по щелчку пальцев.

С чего начать

С управленца. С того, кто эти изменения запускает и ожидает какой-то позитивной реакции от сотрудника. То есть с вас. Как ни странно, руководитель – это первый человек, который не позволяет изменениям случиться:

  • провёл работу по делегированию, но по-прежнему вмешивается в работу сотрудника, доделывает или переделывает сам.
  • решил развивать в компании/отделе сервисную культуру, чтобы сотрудники оказывали первоклассный сервис для клиентов. А сам как и раньше не доверяет своим же людям, контролирует, во сколько они приходят на работу или уходят с нее. То есть хочет изменений от сотрудников, при этом ведет себя по-старому.
  • пропагандирует гибкость как главную ценность компании – ведь только гибкие компании могут меняться так быстро, как этого требует реальность. А сам развивает бюрократию, издавая все новые положения о порядке утверждения согласования совещания. И еще, конечно, всегда прав, и свою точку зрения не изменит ни за что.

Мы на обучениях видим, как руководители сопротивляются изменениям. Они ожидают, что сотрудники будут бежать вперед, налету принимая и изобретая новое. А на самом деле даже в себе не могут этого гарантировать. Некоторые приходят на обучение за свои же деньги, чтобы что-то изменить. Но их мозг усиленно сопротивляется, порождая отговорки вроде «у меня особый случай», «в нашей стране это не работает», «мне пока некогда, я послушаю, а делать буду потом». Все это – примеры сопротивления изменениям. И пока руководитель не возьмет под контроль свое сопротивление, он не сможет быть проводником изменений в компании. Ведь сотрудники берут пример именно с действий руководителя, а не со слов, не подкрепленных делом. Даже хуже: такие вот слова превращаются в пустые лозунги, против которых сотрудники с радостью развернут весь свой энтузиазм.

Как научиться изменениям

Когда вы последний раз делали что-то по-настоящему новое? Например, никогда в жизни не водили мотоцикл, а тут научились. Или освоили скалолазание. Или новый язык. Или основы html. Это должно быть что-то по-настоящему новое для вас. Если вы в принципе любите готовить, но никогда не варили яйцо пашот, а вчера вдруг сделали, – это не считается :)
Чтобы комфортно себя чувствовать в быстро меняющейся среде, мозг должен быть к этому готов. А для этого новое должно стать для вас привычкой.

От информационного фастфуда избавиться будет довольно сложно. А вот разбавить его системной информацией– вполне. Это может быть чтение книг. Это могут быть курсы, причем не обязательно связанные с вашей специализацией. На днях один из руководителей (и читателей этой рассылки) рассказала мне, что записалась на курсы искусствоведения, а в планах у нее курс бариста. При этом руководитель работает в SMM. Новая информация, системно подаваемая в мозг, способствует его гибкости.

Внимательность, смекалка и вот это все. Ребусы, головоломки, квесты – все то, что с одной стороны интересно и даже «адреналинно», а с другой – это все расширяет горизонты мышления. Вы учитесь смотреть на вещи с совершенно разных ракурсов. Я, например, для этого раз в неделю хожу на Квиз – командную игру, в которой важно все: и кругозор, и скорость реакции, и командная работа, и умение принимать решения, и способность генерировать нестандартные решения. Посмотрите, подобные игры проводятся сейчас во многих городах. Соберите свою команду, развлекайтесь и развивайте все сферы вашего мышления.

Старайтесь уходить от стандартных решений. Фраза «мы всегда делали это так» – это враг изменений. Ведь если что-то всегда так делалось, это не значит, что нельзя это же делать лучше, быстрее или по-другому. Задавайте себе вопрос: Как ещё я могу решить этот вопрос? Генерируйте больше вариантов. Даже если из них вы выберите тот, который уже реализовывали раньше, ваш мозг привыкнет работать шире. Привыкнет создавать альтернативы. А ведь именно умение видеть альтернативы – это первый шаг к изменениям.

Ну и последнее. Каждому рекомендую это выучить как мантру. Запомните: что бы вы ни делали, вы можете это делать лучше. Всё можно улучшить. Если вам что-то показалось совершенным, если вы что-то сделали идеально, знайте: вы можете сделать это ещё лучше! И представляете, какие у вас тогда будут результаты?

В общем, меняйтесь сами и меняйте мир вокруг вас. Делайте ваши компании успешнее. Будьте лучшим руководителем. И если вы уже сейчас хороши, знайте: вы можете быть еще лучше, если возьмете управление изменениями под свой контроль.