Фатальная ошибка коммуникации

Недавно в ленте фейсбука увидела интересную переписку. Девушка из Москвы спрашивает: «Если бы у вас было несколько свободных дней, куда бы вы отправились отдохнуть так, чтобы перелёт не дольше 2-3 часов?» И посыпались комментарии: Байкал, Камчатка, Алтай… Вопрос был задан с ограничением в 2-3 часа. Ответы – далеко не по запросу. Каждый писал то, что считает лучшим, а не то, что нужно было по условиям. Минимальное время перелета в указанные места – 5,5 часов. Вот тебе и коммуникация.

И это основная ошибка в коммуникации. По сути все причины, по которым не получаются качественные переговоры с сотрудниками, партнёрами и даже с мужем на кухне – люди слышат себя, а не собеседника. В каждой коммуникации мы говорим о себе вместо того, чтобы услышать собеседника и дать именно то, что нужно ему.

Какова главная задача?

Все происходит потому, что коммуникация многими изначально понимается неправильно. Для большинства людей главная задача в любой коммуникации – высказать своё мнение, во что бы то ни стало довести его до второй стороны. А в идеале – остаться при этом правым. И в этом кроется фатальная ошибка. Ведь если такая задача практически у каждого – значит, на той стороне вы упрётесь в то же самое. И получаются не переговоры, а красование друг перед другом, перетягивание одеяла и выяснение, кто из двух правых правее.

Если хотите, чтобы ваши коммуникации были качественными, если хотите действительно научиться договариваться, не нужно осваивать техники красноречия. Самое главное, что нужно научиться делать, – это слушать.

Если я буду слушать, как же я выскажу своё мнение?

Вы не поверите, но в переговорах чаще всего самым довольным остаётся тот, кто молчит. Для каждого человека на планете самое ценное, что есть в мире, – это он сам. Именно поэтому мы так любим говорить. Именно поэтому важно чувствовать свою правоту и значимость. И именно поэтому нам интереснее всего общаться с теми людьми, которые умеют нас слушать. А ведь по сути, когда нас слушают, мы говорим сами с собой, мы говорим о себе. С кем из друзей вы охотнее и чаще встречаетесь? С тем, что говорит без умолку, или с тем, который умеет выслушать?

Вот в этом и кроется секрет коммуникаций. Как только вы научитесь слушать и будете давать ответы именно на те вопросы, которые вам задают, а не фантазировать на тему (как в примере в FB), вам будет куда легче продвинуть любую вашу идею, любое ваше мнение.

То же самое в управленческой коммуникации. Многие руководители болтают, как сороки на заборе, при этом совершенно не умеют задавать вопросы сотрудникам. А ведь сотрудники – это золотые головы, это мозги, за которые вы платите им немаленькие зарплаты. Научитесь слушать сотрудников, научитесь задавать им открытые вопросы, чтобы они говорили, а вы – слушали. Поверьте, ваше мнение они и так узнают. А вот вы их без внимательного слушания – вряд ли.
Руководитель, который умеет слышать сотрудников, куда меньше времени тратит на планирование, делегирование и контроль. Потому что сотрудники к такому руководителю прислушиваются сами, и вам не приходится искать подходящие слова для того, чтобы убедить человека в вашей идее. Если вы научитесь его слушать, он с удовольствием будет слушать и прислушиваться к вам. Такой вот бумеранг коммуникаций 🙂

Коммуникация – единственный инструмент, через который реализуется управление. Поэтому коммуникативная компетентность руководителя – это минимум, который необходим для успеха в работе. В курсе Школа руководителя этому посвящен целый месяц обучения. Но на самом деле на управленческой коммуникации строится абсолютно каждое занятие курса.

школа руководителя, обучение руководителей, тренинг руководителей

На словах это все очень легко. Даже вы сейчас, читая это, наверняка думаете, что умеете слушать и вообще всех слышите. Вот только закрыв это письмо, наверняка пойдете дальше высказывать свои мнения и настаивать на своей правоте. Так устроена природа человека – сначала я, потом другие люди. И это нормально. Именно поэтому процесс коммуникации поначалу, пока не войдет в привычку, должен быть осознанным.
Лучший способ научиться слушать – задавать открытые вопросы. Посмотрите видео, оно поможет научиться.

А теперь задание для развития вашей коммуникативной компетентности. Сегодня в течение дня попробуйте не давать готовых ответов вашим сотрудникам и коллегам. Попробуйте общаться с ними открытыми вопросами. И потом обязательно расскажите, что из этого вышло. Договорились?

Мария Цуркан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать обратный звонок Do NOT follow this link or you will be banned from the site!